После завершения в 1864 году Кавказской войны и окончательного утверждения России на Кавказе встал вопрос об освоении этого богатейшего, но безлюдного края. С этой целью сюда с 1872 по 1875 год инженером, коллежским ассесором, бароном Рудольфом Владимировичем Штейнгелем (1841 – 1892 гг.) была проведена одноколейная железная дорога Ростов – Владикавказ.
Среди 37 станций на этом пути на 249 - версте от Ростова по фамилии владельца участка, через который проходила дорога, 15-й была обозначена станция Гулькевичи.
Наименование населённого пункта по фамилии владельца земли было характерно для того времени, поскольку названия значились на картах и межевых планах и входили в обиход независимо от заслуг данного лица. Хозяином земли являлся Статс-секретарь, Управляющий делами Кавказского Комитета причисленного к Первому отделению Собственной Его Императорского Величества Канцелярии, Тайный Советник - Николай Васильевич Гулькевич (1814 – 1876 годы).
Николай Васильевич происходил из города Мелитополя Таврической губернии, семьи военнослужащих. Свою карьеру начал копиистом в уездном суде города Мелитополя и благодаря своим способностям быстро продвинулся по служебной лестнице. Когда началась Кавказская война, он был назначен Управляющим делами Кавказского Комитета, ведавшего снабжением продовольствием русской армии.
Дела на Кавказском фронте шли успешно и Николаю Васильевичу императором Александром II, 2 февраля 1870 года, было «в награду особой деятельности на пользу Кавказского края, Всемилостивейше пожаловано в потомственное владение 3000 десятин свободных земель Кубанской области». Надо заметить, что к концу своей службы, Николай Васильевич Гулькевич был награждён двенадцатью орденами Российской империи за «многолетнюю, беспорочную службу». На Кубани Н.В. Гулькевич никогда не был. Свою землю он сдавал в аренду крупным местным предпринимателям, таким
как Ф.А. Николенко, братья Петрик, Заболотний, Коваль, Литвинов, Озеров, Щербак, Брусиловский.
В 1902 году Фома Николенко построил на ст. Гулькевичи шестиэтажную паровую мельницу из красного кирпича. Мельница, возведённая по лучшим проектам того времени, была одной из крупнейших на Северном Кавказе и Кубани, ежесуточно вырабатывала до 80 тонн муки 11-ти сортов. На предприятии было занято 220 рабочих. Кроме этого предприятия, Фома Акимович содержал в селе Гулькевичи постоялый двор (по - нынешнему гостиницу), харчевню (столовую), хлебопекарню, духан (питейное заведение), салотопный завод, овцебойню. Ф.А. Николенко занимался и животноводством, разводил тонкорунных овец. Его стада насчитывали до 60 тысяч голов! Ценную шерсть отправляли на переработку на ткацкие фабрики Москвы, Санкт-Петербурга, Риги, Иваново, Орехово-Зуева. Осенью овец забивали, мясо и сало отправляли железнодорожным транспортом в промышленные города России.
На средства Фомы Акимовича в селе Гулькевичи была построена 25 мая 1898 года Свято-Троицкая церковь, церковно-приходская школа с двухклассным обручением, пристанционная больница на восемь коек, проведён первый водопровод.
Датой основания поселения Гулькевичи считается 15 июля 1875 года – день, когда открылось движение поездов по Ростово-Владикавказской железной дороге. К этому моменту здесь был построен маленький глинобитный домик, позже сооружено небольшое кирпичное здание для дежурного по станции, появились и другие постройки. В 1882 году на станции проживало 29 человек. Вскоре около станции на различном от неё расстоянии появились небольшие хутора, в которых проживали крестьяне, работавшие у помещиков. В жалких, саманных хатах, крытых соломой, камышом, жили выходцы из Екатеринославской, Харьковской, Черниговской, Таврической, Воронежской, Курской, Белгородской, Ставропольской и других губерний России. В районе станции и округе размещалось 22 поместья зажиточных людей. Они помогали иногородним крестьянам построить своё жилище, и те потом работали каждый у своего помещика. Эти хуторки не создавали ещё целого поселения. Это позже они сольются в единое село, и оно будет именоваться по названию станции – Гулькевичи!
Станция Гулькевичи играла немаловажную роль на Северном Кавказе. Об этом говорят такие сведения: за 30 лет своего существования её грузооборот увеличился более чем в 91 раз, а перевозки зерна – в 42 раза. Несмотря на это, дорога не справлялась с перевозками. Ежедневно в Гулькевичах производилось 5 тысяч пудов муки готовой к отправке.
Станция являлась крупным пунктом по закупке и отправке зерна. В 1894 году наша станция по грузообороту занимала четвёртое место на Северном Кавказе. 1116783 пуда отправляла она ежегодно зерновых грузов. Зерно на станцию поступало из станиц Петропавловской, Темиргоевской, Воздвиженской, Скобелевской и других ближайших и дальних селений.
До Октябрьской революции 1917 года большая часть территории Краснодарского края составляла Кубанская область, образованная в 1860 году из земель Черноморского и Кавказского войск. Кубанская область делилась вначале на уезды, затем отделы. Территория нашего района входила в
Лабинский отдел до 1923 года, а затем вошла в подчинение Кавказского отдела, как Гулькевичская волость. В неё вошли: село Гулькевичи, колония Соненталь, хутора Госвинзавод. Петрик, Натальино, Николенко, Машевский, Черединовский.
13 февраля 1924 года был образован Северо-Кавказский край с центром в Ростове – на – Дону и проведено районирование края. В образованный Кропоткинский район вошло и село Гулькевичи и другие населённые пункты. 10 октября 1934 года из состава края был выделен Азово-Черноморский край, который 13 октября 1937 года был разделён на Краснодарский край и Ростовскую область.
В 1935 году при образовании новых районов был создан Гулькевичский район с центром в селе Гулькевичи.
Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 21 июля 1961 года рабочий посёлок Гулькевичи Гулькевичского района Краснодарского края – преобразован в город районного подчинения с названием – город Гулькевичи.