Вход на сайт

Градостроительная деятельность

Госуслуги

История города

Создание Кубанского края относится ко временам правления императрицы Екатерины Великой. В ее планах было дальнейшее расширение владений Государства Российского на Северный Кавказ. После завершения в 1864 году Кавказской войны и окончательного утверждения России на Кавказе встал вопрос об освоении этого богатейшего, но безлюдного края. Этой целью сюда была проведена одноколейная железная дорога Ростов-Владикавказ. Среди 37 станций на этом пути на 249 версте от Ростова по фамилии владельца участка земли, Николая Васильевича Гулькевича, 15-й была обозначена станция Гулькевичи. Сам Н.В.Гулькевич – выходец из Мелитополя, из семьи военного, работал в уездном суде копиистом, видимо, благодаря своей старательности, быстро продвигался по службе. Когда началась Кавказская война, он управлял делами Кавказского комитета, ведавшего снабжением русской армии. Война шла успешно, и царь АлександрII дарил отличившимся земли. Так в этих местах, где сейчас находится город, появился земельный участок, принадлежащий Н.В.Гулькевичу. Служил России Николай Васильевич усердно, награжден всеми орденами, которые существовали в то время. Был тайным советником, статс-секретарем - это высшие чиновничьи звания. У него были брат, сын и дочь. Сын Константин стал дипломатом, состоял в составе русских посольств в Германии и Италии. А перед революцией 1917 года занимал пост чрезвычайного посла в Норвегии. Н.В.Гулькевичу, за его заслуги перед Отечеством, было подарено 3000 десятин земли. Потом он еще прикупил несколько сот десятин. Земли сдавалась в аренду. Из семьи его, кроме брата, никто на Кубани не был. Датой основания поселения Гулькевичи считается 15 июля 1875 года – день, когда открылось движение по Ростовско – Владикавказской железной дороге. К этому времени здесь был построен маленький глинобитный домик, позже сооружено небольшое кирпичное здание для дежурного по станции, появились и другие постройки. В 1882 году на станции проживало всего 29 человек. В жалких саманных хатах, крытых соломой и камышом жили выходцы Екатеринославской, Черниговской, Харьковской и других областей. За 30 лет существования грузооборот станции Гулькевичи увеличился более чем в 91 раз, а перевозки зерна – в 42 раза. Станция являлась крупным пунктом по закупкам и отправке зерна. В 1894 году Гулькевичи занимал 4 место на Северном Кавказе по грузообороту. С тех пор станция и город Гулькевичи неузнаваемо изменились. Над страной пронеслись революция 1917 года, коллективизация, раскулачивание, голод 30-х, Великая Отечественная война, восстановление народного хозяйства после нее. Город выстоял, выжил, пережил трудные времена перестройки. Сегодня он стал красивым, ухоженным центром Гулькевичского района. Здесь проживает около 45 тысяч жителей. В городе работают крупные промышленные предприятия – Агропромышленный строительный комбинат «Гулькевичский», завод «Силикат», Северо-Кавказский завод строительных конструкций и другие. В Гулькевичи 7 средних общеобразовательных школ, 10 детских дошкольных учреждений, одно профессиональное училище, 2 филиала ВУЗов. На территории Гулькевичского городского поселения работают многочисленные учреждения культуры. Гулькевичане по праву гордятся спортивными достижениями своих земляков. История нашего города полна как трагических, так и счастливых страниц. Но, как известно, историю творят люди. Их имена навсегда остаются в памяти последующих поколений.